Интернет повторяет путь радио и телеграфа
-
Появление интернета дало толчок развитию новых технологий и изменению мира.
Однако Всемирная Сеть не была первым открытием подобного рода. Интернет развивается по
такой же схеме, как и его предшественники - телеграф и радио, сообщает Washington ProFile.
В 1837 году был создан телеграф - первое телекоммуникационное изобретение,
способное сократить время и расстояния. В 1998 году телеграф получил почетное прозвище
"викторианский интернет" (имеется в виду эпоха, когда Великобританией правила королева Виктория).
Телеграф позволил активизировать деловую жизнь, сделать работу средств массовой информации
более оперативной. Именно телеграф позволил создать фондовый рынок в современном понимании
этого термина. Более того, он сделал фондовый рынок глобальным - брокеры в США смогли покупать
ценные бумаги в других странах и наоборот.
- В отличие от интернета, развитие телеграфа шло значительно более медленными темпами.
Первая телеграфная линия была введена в строй лишь через 8 лет после создания телеграфа.
Как и интернет, телеграф постепенно стал средством общения людей.
"Смайлики" и сокращения, ныне используемые в электронной почте, впервые появились в 1850-е годы,
когда британские телеграфисты стали передавать друг другу телеграммы с сокращениями.
Например, буквы GM были сокращением от фразы Good Morning (Доброе утро).
Деловой мир активно использовал шифрованные сокращения по иным причинам: для более быстрой
передачи сообщений и для запутывания конкурентов. В результате возникла особая субкультура
телеграфистов: они обрастали друзьями в других странах и континентах и даже завязывали
"телеграфные романы". Нечто подобное произошло и с пользователями интернета, разбившимися
на геймеров (любителей онлайновых игр), хакеров (борцов за свободу информации или грабителей),
чатеров (любителей общаться в Сети) и т.д.
- Некогда предполагалось, что появление телеграфа отравит в небытие газеты и журналы,
поскольку телеграф способен предоставлять информацию намного оперативнее,
чем традиционные средства массовой информации (позже тоже самое говорили про телевидение,
а сейчас - про интернет). Однако этого не произошло: телеграф позволил традиционным
СМИ работать намного быстрее и эффективнее, не заменив, а дополнив их.
- Коммерческое использование телеграфа началось гораздо быстрее,
чем аналогичное использование Всемирной Сети. Уже первая телеграфная линия была создана
в интересах бизнеса - первая интернет-сделка (продажа книги) была совершена лишь через
четверть века после появления интернета. В отличие от интернета, телеграф не стал
массовым явлением. Возможно, это было вызвано дороговизной его услуг - стоимость
международной телеграммы достаточно высока. По мнению Майкла Тотти (Michael Totti),
журналиста газеты The Wall Street Journal, телеграф был столь коммерчески успешен,
потому что с самого начала опирался на платность предоставляемых им услуг.
Пользователи интернета в большинстве случае не платят за получаемую информацию -
ее фактически дарят посетителям владельцы сайтов.
- Первый радиосигнал был послан в 1895 году, началом "эры радио" считается 1906 год.
В отличие от телеграфа радио (как позже интернет) стало феноменом массовой культуры.
Уже в начале 1930-х годов ежедневная мировая аудитория радиослушателей достигала 50 млн.
человек - немногие книги и газеты имели такое же количество читателей.
Однако радио развивалось намного медленней интернета. Прошло 15 лет после изобретения радио,
прежде чем были проведены пробные сеансы массового радиовещания, и четверть века,
прежде чем в мире появилась первая радиостанция (она была создана в американском городе
Питтсбург и называлась KDKA). Первые годы существования радио были омрачены появлением
многочисленных экспертных прогнозов, предсказывавших, что радиовещание может быть полезно
в военных целях, но никогда не будет способно приносить прибыль. Доказательство: радиорекламу
нельзя предъявить рекламодателю, как это можно сделать с объявлением, напечатанным в газете.
- Также, как и сейчас, первые радиостанции боролись за свободу распространения музыки,
и также, как и сегодня, граммофонные компании расценивали это, как нарушение
авторских прав и начало конца музыкального бизнеса. Подобно пользователям интернета,
радиослушатели быстро образовали особую касту.
Для них радиопередачи часто становились более реальными, чем настоящая жизнь.
Общеизвестен пример с радиотрансляцией романа Герберта Уэллса "Борьба Миров".
Будущий классик мирового кинематографа Орсон Уэллс (Orson Wells) превратил литературные
чтения в радиорепортаж. Несмотря на то, что трансляцию постоянно прерывали объявления о том,
что это лишь инсценировка романа, десятки тысяч американцев поверили во вторжение марсиан.
- Фанатами радио, в большинстве своем, были молодые, образованные люди с уровнем дохода
выше среднего. Как и современные почитатели интернета, они проводили долгие часы и даже
целые ночи вместе с радио, пытаясь поймать наиболее далекие радиостанции.
Часто они становились не просто радиослушателями, но и радиолюбителями.
Они покупали, а иногда самостоятельно собирали радиопередатчики и вступали в общение
с другими радиолюбителями. Радиолюбители-коротковолновики образовали своеобразную касту.
К их числу принадлежали даже некоторые коронованные особы (король Иордании Хуссейн) и,
естественно, знаменитые путешественники (Тур Хейрдал, Ален Бомбар).
Появление интернета не заставило радиолюбителей отказаться от любимого хобби.
- Радиостанции могут использовать радиочастоты, но они им не принадлежат.
Государства изначально регулировали право доступа к радиочастотам и продолжают
это делать и поныне. Успех или неуспех радиостанций зависит не только от их
качества и мнения публики, но и от чиновников. В этом плане интернет предоставляет
значительно больше свободы. Однако и интернет все чаще сталкивается с попытками
установления контроля со стороны различных государственных органов. Постепенно интернет
начинает идти по пути радио и в сфере бизнеса. Бурный процесс появления новых сайтов
постепенно переходит в иное русло: крупные компании получают контроль над многими из них.
Нечто подобное долгие годы происходит и на радиорынке: мелкие и региональные станции
переходят под контроль крупных медиа-компаний.
- И последняя аналогия: в 1920-е годы акции радиовещательных компаний были лидерами
на бурно развивавшемся фондовом рынке США, также, как акции интернет-компаний (дот-комов)
в 1990-е годы. В 1928 году акции американской радиовещательной компании RCA
начали продаваться на рынке за $85. Через полтора года они стоили уже $500.
Однако далее последовал крах и падение курса этих ценных бумаг до $20
(подобное произошло и с акциями дот-комов). Ценные бумаги радиокомпаний не пользовались
особым успехом у биржевиков вплоть до середины 1950-х годов.
Однако начавшийся было взлет их котировок прекратился. В мире появилось телевидение.
- Появится ли подобный конкурент и у интернета - покажет время.
Источник:cNews