Да ну уж нафиг, даж под CP/M-80 Janus ADA была (83-го года вроде
стандарт) работало всё это с дискет (дистрибутив вроде 2..3*800К
занимал, всё работало и компилировалось на компе с i8080/Z80 :)
(0,5..0,8MIPS есличо) , т.е. можно было работать на самом что ни на
есть LowEnd (какие нахрен майнфреймы??) вот, можно "достать из нафталина" :))
http://old-dos.ru/index.php?page=files&mode=files&do=show&id=2473
Я даже что-то там типа "Hello World" компилил из прилагаемых примеров и шахматы с текстовым вводом-выводом. Всё работало :) Ну да, связка с текстовым редактором нужна, линкёр в командной строке запускать, но всё работало. Конечно борландовский турбо-паскаль 3.0 под CP/M был на порядок удобнее и оперативнее, но никаких турбо Си тогда не было и Си-компиляторы были ровно такими же в удобстве пользования. И, кстати от оболочки требовалось только интеграция в одной среде текстового редактора, компилятора и линкёра, ну с интерпретацией ошибок ещё, пожалуй. И всё это по отдельности было. Причина, думается всё же не в отсутствии инструментальных средств, а в сложности освоения языка (он сильно сложнее чистого Си, и тем паче паскаля) А ещё помню, что вот стратегическое преимущество имели те пакеты, у которых были графические библиотеки, т.к. в какое-то время (после выхода 286-х с EGA на рынок), программы с текстовым интерфейсом нахрен были никому не нужны, всем хотелось (и это понятно), визуально и красиво, с поддержкой окошек, шрифтов, полноцветной графики и прочего такого. Без этого сегмент коммерческого софта был недоступен, и это вовремя осознали паскаль и си-программисты и соорудили-таки приличную графическую поддержку. Для Ады скорее всего поддержки графики не было (не знаю точно, но почти уверен, что НЕ)