Орион у меня, кстати, был макси-версией с 256К ОЗУ, RAM-disk 1M, ROM-disk 2x64K, Z80H@10MHz, 512*256точек EGA-палитра, 2*FDD, RS232, Centronix/ в общем вершина любительских ПК, которые можно сделать из россыпной логики (ну ещё CPU, ОЗУ/ПЗУ) "на коленке" :)) причём всё, включая CPU может быть отечественное :))
И главное в Орионе это была открытая архитектура и хорошая графика, с приемлемым быстродействием, хотя работа в алфавитно-цифровом режиме вызывала некоторые вопросы (всё же программный скроллинг был намного медленнее аппаратного , даже на РК)
по опыту работы с любительскими компами, могу сказать, что основное, что нужно именно для творчества:
- возможность сборки из свободно покупаемых комплектующих (никаких BGA!! На крайняк QFN, а лучше QFP с шагом не менее 0,8)
несильно много микросхем (Орион было уже делать тяжеловато даже мне, с приличным опытом "компутеростроения" :))
- открытая и буферизированная системная шина (как минимум данные и адрес), с возможностью навешивания на неё периферии
- 2-3 параллельных порта уже "на борту"
- алфавитно-цифровой дисплей с быстрым (лучше аппаратным) скроллингом
- графический режим не хуже 256*256, лучше 512*256 c цветом (лучше индивидуальный цвет каждой точки, а не маской 8*1, как на "орионе", и, тем более 8*8 как в спектруме
- коммуникационный порт UART (а лучше 2-3)
- RAM как минимум 2*64K (а лучше мегабайт, ещё и для рамдиска :))
- вместо НГМД интерфейс с SD-карточкой
- базовое системное ПО (редактор, бейсик с графическими операторами, асемблер/дизассемблер, загрузчикдля SD-карт (в обе стороны), монитор (системная утилита) , загрузчик CP/M и сама CP/M, адаптированная под SD-карту, обязательная коммуникационная утилита для связи двух ПК через RS232
- возможность подключения готовой клавиатуры от ПК (клавиатура "на кнопочках" может быть так же нужна (но не уверен :), чтоб можно было сделать "на коленке")
и КРИСС у меня вызвал какое-то уныние, если честно, хоть во многом отвечает озвученным выше минимальным критериям, но быстродействие 1млн оп/сек в режиме эмуляции - мрак просто :(( :( там нормальному творчеству будет мешать создание "костылей", чтоб всё сносно работало
Чем оно лучше РК86, а тем паче ОРИОНа (даже в базовом варианте)?
CP/M просто для понимания взрослым талантливым школьником или даже студентом, но абсолюно недоступно в нюансах 10-14 летнему юнцу :((
Совсем не уверен, что ставка на "гавно мамонта", коим является CP/M со всем софтом и всеми сопутсвующими костылями, - это правильный путь...
Нужно делать ставку на более продвинутые системы с хорошим быстродействием и возможностью почувствовать чудеса численной математики и программирования. CP/M можно, как начальный (а для кого-то и конечный :) вариант, но работать он должен быстро, на порядок, как минимум, а то и на два шустрее заявленных 1млн.оп/с (это просто смех какой-то - в 21-м веке делать вычислительный комплекс с ТТХ 50-летней давности)
Как платформа для управления периферией (в частности I/O-портами ) так же крайне слаба.
ой чувствую не то ребята делают, ой не то :(( (хотя идея "привлечения молодёжи" весьма достойна, но для этого нужно что-то простое и несложное в изучении, но даже CP/M не в полной мере проста и очевидна новичку :((
---------------------------------
для "понимания архитектур" и прочего я бы сделал лучше модульную систему, где во главе угла положен какой-нибудь протокол сетевого взаимодействия на быстром стандартном интерфейсе или может даже на нескольких параллельно. Тогда основой комплекса были бы вычислительные и периферийные модули связанные скоростными шинами протоколами. И эти модули можно было бы менять и делать разные (и набирать конфигурацию) по разным задачам и кошелькам :)) При этом ничего бы не мешало делать в рамках такой концепции и ультрабюджетные решения на простых контроллерах, или добавлять уже более сложные модули с одноплатными компьютерами, тачскринами и прочим. Главное - объединить их одной универсальной скоростной шиной с базовым устройством-арбитром шины. Вот тогда ничто не будет ограничивать свободы действий и творчества - хоть ПК цепляй модулем (через соответствующий аппаратный интерфейс, естественно) а то, что предлагается, - это честно говоря "мумия"в красивой (а "по правде" и не очень красивой) одёжке, с фиксированной структурой, негодной к дальнейшей сколь-нибудь значимой модификации....
Зачем всё это??? Да, базовые знания даст, но лучше для этого сделать тот же Орион или Специалист, и потренироваться полгодика-годик в "понимании структур" и программировании. А для развития детей в инженерно-техническом плане, пожалуй гораздо эффективнее курс лекций по микропроцессорным архитектурам, и курс программирования на паскале и бейсике (компилятор и интерпретатор, соответсвенно)
Нужно идти вперёд... полгода - год максимум на азы компьютерных архитектур и азы программирования, потом нужно переходить к визуадьным средам, использованию тачскринов, графическтх объектов и прочему... а не застревать в семидесятых :))
-
- Картина "крик" Мунка по мотивам этого компа? Codavr(1 знак., 15.05.2021 04:30, картинка)
- да, это участь практически всех "самоделок" :)) но без этого не будет развития творчества у детей. Adept(368 знак., 15.05.2021 05:00)
- Картина "крик" Мунка по мотивам этого компа? Codavr(1 знак., 15.05.2021 04:30, картинка)