1)
У бензинки есть понятие стехиометрическая смесь. Это смесь когда топливо сгорает полностью (на каждую порцию топлива достаточно кислорода чтобы прореагировать), но воздуха ещё не так много, чтобы а) увеличились насосные потери б) были помехи фронту сгорания.
У дизеля такое понятие тоже есть, но нет помех фронту сгорания - вы можете беднить смесь но она всё равно будет исправно отдавать джоули, так как нет никакого фронта сгорания, любая молекула топлива будет окисляться, так как фронт не нужен, окружающий топливо воздух перегрет и реакция идёт без фронта, просто по наличию пары топливо-окислитель.
2)
У бензинок старой конструкции нет тнвд, там в рейку подается 3-4 бара, форсунка просто приоткрывает иголку и под этим давлением производится впрыск во впускной коллектор на этапе впуска. Соответственно распыл так себе, смешивание так себе, а от этого зависит фронт сгорания и соответственно полнота сгорания. На современных моторах всё чаще ставят ТНВД и впрыск форсункой прямо в камеру сгорания - сразу добавили 20-30% экономичности.
А дизель изначально имеет ТНВД и впрыск в камеру (были ещё ответвления в виде форкамерных дизелей). Давление впрыска 200-700 бар, в зависимости от поколения и модели. Разумеется это повышает распыл, но самое главное - впрыск в раскаленный воздух не требует ровного фронта горения, здесь распыл больше для равномерного смешивания, чтобы на каждую микрокаплю топлива была своя порция воздуха. Таким образом полнота сгорания выше, а за счёт возможности беднить смесь ещё и лучше догорают С и СО. Давно известный факт, если на природе уснуть с работающим двигателем, то у дизелиста все шансы проснуться, а вот у бензинщика - не факт.
Я вам это всё рассказываю как приверженец бензинок. Мне не нравится то что дизель хрен прогреешь (к слову о КПД, в то время как бензинка греется даже в сильные морозы), мне не нравится запах дизеля, мне не нравится ненадежность и стоимость ремонта топливной аппаратуры современных дизелей, их боязнь плохого топлива, их летнее и зимнее топливо. Но дизели более экономичны, и особенно в городе, где часто стоим на светофорах, в пробке итд. На трассе при одинаковой мощности бензинка ест на ~25% больше в литрах, хотя современные с ТНВД уже приближаются, но там другие проблемы вылазят, дизельная поршневая изначально рассчитана на большие усилия, в то время как на бензинке КПД повышается облегчением поршневой и соответственно сильным падением надежности.
Поэтому у меня обычный бензомотор с впрыском во впуск, надежный, 8 горшков ))