В моем советском детстве мы в школе сами полы мыли в своем классе.
И в осенней уборке урожая участвовали. И в апрельском субботнике.
Не скажу, что все это мне тогда нравилось. Потому, что
представление о деревенском труде я уже имел, живя в деревне. Но
дело в том, что личный опыт это самое важное в формировании личности. А школьные года самое
подходящее время для учебы и для приобретения начальной стадии
личного опыта. С 5 до 14 лет ребенок проходит стадию ученика. Современные же родители ввиду дурости незнания лишают детей такого опыта.
- Ой, мою кровиночку заставляют полы мыть и мусор убирать!
- Так ведь эта самая кровиночка мусорит, пишет на партах, клеит жвачки где ни попадя, ломает унитазы.
- Но есть ведь уборщицы - им зарплату платят.
- Любишь кататься, люби и саночки возить!
Дети должны понять причинно-следственную связь между чистотой класса наутро и тем, что их мусор кто-то вынужден был накануне убирать. Тогда поговорка "без труда не вытащить и рыбку из пруда" будет не чисто лингвистическим, а практическим/наглядным примером.