покупал сыну на 8-9 лет "Знаток" (100+ схем) большая коробка стоил
3500 где-то много интересных схем, но нужна помощь папы в
объяснении. Собирать удобно, элементы на "кнопках", можно собирать
занятные схемы вроде сигнализации, всяких датчиков и даже
приёмника. Понятно, что компоненты дерьмовенькие и схемы не "высший
класс", но для ознакомления и самоделок - хорошо. Главное, что
интересно, но только совместно, хотя бы первое время. вот такой вроде
https://market.yandex.ru/product--konstruktor-znatok-70098-320-skhem/1787704336
(на время покупки был самый большой набор, потом знаю, что ещё появилось несколько вариантов, посложнее.
особенно ему нравились всякие самоделки вроде датчиков, реагирующих на всякое (схемы вместе с ним модифицировали и дорабатывали) нужна заинтересованность ребёнка (он у меня уже к этому времени все основные радиокомпоненты знал как называются и отображаются, и что делают (ну по пассиву RLC и диодам, уж точно :) и распаивал платы свободно (вот, правда спаивать детальки корявенько получалось)
А вообще, вспоминая себя, мне до 4-5 класса чисто механика интересна была, где всё видно, - металлические конструкторы, игрушки с электромоторчиками, самолётики, судомодели и прочее. По окончании 5-го класса на одни пятёрки, старший брат обещал купить в "игрушечном магазине" любую игрушку :) Я выбрал конструктор "свет и автоматика" (меня слово "автоматика сильно прельщало". Тама гетинаксовая макетка была, несколько германиевых транзисторов МП39-42, набор резисторов, несколько электролитических конденсаторов, два фоторезистора и "переменник", ну и книжечка с десятком схем всяких "фотореле". Поначалу очень сложно было, брат даже психовал, когда объяснял мне что-то в азах, а я не понимал, и говорил: "ну нельзя же быть таким тупым" :)) но потом я сказал, что баста, всё, - сам буду разбираться (и разобрался-таки) , но интерес именно к "радиогубительству" возник вот с 12-13 лет, не раньше. Раньше просто не мог многие вещи понять и сопоставить. Оценивая сейчас уровень сына (11 лет" и свой "тогда", могу сказать, что дал ему много знаний для его возраста, но всё равно мне кажется, что недостаточно, и пытаюсь его чем-то заинтересовывать, так или иначе, но вспоминая себя в его годы, немного торможу, т.к. понимаю, что и так для него это "вал информации" и не надо требовать слишком многого. Так что до 12-13 лет (даже с учётом акселерации) никакие сложные конструкторы (а электроника это сложно, в первую очередь, потому что не "пощупать" как винтики-гаечки) сильно ребёнка не увлекут. Надо с ним лично заниматься и много и интересно. Но красивый полезный как бы конструктор - будет хорошим подарком на НГ "Знаток" неплох (только большой, с хорошим набором схем), ну ещё могу посоветовать "конструктор" робот, ездящий по линии (там паять нужно детальки на плату). Вместе можно собрать, заодно научить ребёнка пайке, и машинка прикольная получится, потом будет долго играть (мой вот - целые царства-государства с дорогами и развязками делал на рулонной ленте для АЦПУ, выклеивая трассы чёрной изолентой :)) До сих пор лежат несколько рулонов по 3-4 метра, иногда он их разворачивает на полу и запускает по ним "робота" ну и что-то там ещё строит из разных материалов, развлекается, в общем :)
Ключ к успеху - быстрые результат (не более, чем за 2-3 дня работ над самоделкой) и её нетривиальность, но необязательно сложность. Вот проекты, которые мы с сыном делали и с использованием конструктора "знаток" и других сетов, ну и просто на платках :)
- датчик открытия двери (поставили в туалет :))
- сигнализация с сиреной (на дверь в детскую комнату. хотим переделать, чтобы выключала настольную лампу, чтоб ночью "после отбоя" читать, когда "мама неожиданно заходит" :)))
- датчик сухой земли (для драцены в большом горшке на кухне)
-датчик света (фотореле)
-микрофонный усилитель с выводом на динамик (как бы "мегафон")
- проводной телефон
- УКВ передатчик (задействоан лабораторный генератор :)), из схемы - только УНЧ для модуляции, в общем просто приучал к приборам
- генератор "мяу" (кота подразнить)
- направленный высокочувствительный микрофон
- FM-радиоприёмник со стрелочным индикатором, дёргающимся в такт музыке :)
- переключатель ёлочных гирлянд (на светодиодиках)
- электрозапал (пульт запуска) для самодельной ракеты (так и не испытали пока :))
- 4-х канальная цветомузыка с микрофоном (не доделали :( надо вернуться к проекту
- робот, ездящий по линии (схема доработана для более стабильного поведения, в проекте снабдить его МК)
Это по электронике, а так и по механике много чего было, всякие механизмы, кораблики, самолётики (даже с резиномотором) и прочее.
жалею, что не всегда получается плотно с сыном поработать (он всё время занят допзанятиями по школе, и даже поиграть не всегда есть время (супруга "дуркует", пытается из него сделать "вундеркинда", вероятно, я против, но вот инженерное образование да, полезно. Я с ним нечасто занимаюсь (в лучшем случае день-два в неделю) но времени не хватает (заинтересовать его "по-настоящему", вот так, чтоб ему было интересно что-то паять и конструировать по электронике, забыв обо всём на свете (ну примерно как многие из нас по ночам читали книжки под одеялом с фонариком :)), - пока не получается, но думаю, что и рановато ещё (вспоминая себя) тут важно тоже не "перегнуть палку") Но и упускать ситуацию нельзя.
Секрет успеха - постоянно с ребёнком что-то делать техническое (и даже не обязательно по электронике), но если техника интересна, то электроника тоже, наверняка "зайдёт" вопрос только в выборе момента (когда нужно начинать) ну и постоянство конечно тоже (много работать вместе с сыном, и главное, чтобы был какой-то значимый и интересный результат работы, периодически, хотя бы раз в недельку что-то интересное)