ВходНаше всё Теги codebook 无线电组件 Поиск Опросы Закон Четверг
21 ноября
1436366 Топик полностью
Лaгyнoв (18.05.2024 15:56, просмотров: 278) ответил ASDFS на Река самый удобный способ торговли.
но а если надо (очень надо) не по реке? Вот как Булгару торговать с центральной Европой? Вот чего пишут. 

Важнейшее значение среди них имел сухопутный путь из Булгара в Киев, соединяющий напрямую столицы двух восточноевропейских государств и пересекающий Волгу. В то же время между ними существовал и водный путь через Оку, что свидетельствует об интенсивности торгово-экономических контактов между Волжской Булгарией и Киевской Русью, начиная с X века. Именно с этого времени появляется первое сообщение Джейхани о пути из Булгара в Киев. “От Булгара до границы государства Русь 10 остановок, от Булгара до Куябе – 20 остановок” (Рыбаков, 1969. С. 189). Позже сведения о нем уточнялись и дополнялись другими арабо-персидскими путешественниками и географами (Идриси, Гардизи, Ибн-Русте и др.). В частности упоминается город Вантит, описывается местность и сопоставляются остановки с днями пути.

Все это позволило Б.А.Рыбакову теоретически восстановить маршрут и определить остановки на всем пути из Булгара в Киев (Рыбаков, 1952.; 1969). Для практического изучения пути и проверки существовавших предположений, в 1989 году была создана комплексная экспедиция с участием ученых Киева, Казани и других городов, лежащих в районе этого пути, который по предположениям Б.А. Рыбакова проходил по следующему маршруту: от Болгара через Волгу до городища Хулаш, по водоразделу Суры и Мокши (через Пензу), через верховья Хопра и Цны, Дон (между Воронежом и устьем Тихой Сосны), верховья Северского Донца, Водораздел Сейма и Сулы, в Киев.

Сопоставление этого маршрута с рельефом местности, особенностями гидрологии позволило уточнить его, а изучение археологических памятников связать места остановок с конкретными городищами. Направление, предложенное Б.А.Рыбаковым, в целом сохранилось, но конкретный путь все же выглядит теперь совсем по-другому (Моця, Халиков, 1997).

В первую очередь это относится к отрезку пути, проходившему по территории Руси (Моця, 1985. С. 131-133). Дальше, по определению Б.А.Рыбакова, путь “шел по безлюдным лесостепным пространством…, где путникам приходилось пересекать в верховьях сотни мелких истоков двух речных систем Волги и Дона”. (Рыбаков, 1969. С. 192). Однако трудно предположить, что существовавший в течение нескольких столетий богатый торговый путь не привлек к себе внимания восточных соседей Руси. И в первую очередь мордвы, занимавшей до IX века верховья Суры.

Но мордва не смогла воспользоваться плодами международной торговли. Как только торговый путь становится постоянным, мордва покидает Верхнее Посурье, а ее территорию занимает другое население, оставившее памятники с коричнево-красной гончарной посудой (ККГП), причем основная их масса концентрируется вдоль торгового пути, который вероятно, и стимулировал их возникновение для обслуживания торговых караванов и обеспечения безопасности, а также организации отдыха в местах остановок.

Исследование целого ряда памятников с ККГП позволило уточнить часть маршрута и определить места остановок с привязкой к местности, а также проследить эволюцию городищ и селищ, оставленных буртасами (Полесских, 1970; Белорыбкин, 1986).

Анализ средневековых сухопутных путей свидетельствует о том, что они, как правило, тяготели к водоразделам, где меньше оврагов и других препятствий (реки, болота и т.д.) (Рыбаков, 1969; Моця, Халиков, 1997). В географическом плане наиболее удобной дорогой с этой точки зрения можно признать путь от Волги, в районе Кайбел, через южную оконечность Керенско-Чембарской возвышенности – Сурскую Шишку. Здесь берут истоки такие реки как Хопер, Ворона, Инза и протекает Сура, являвшаяся серьезным препятствием на пути из Булгара в Киев. Всего же на пути было четыре крупных реки – Волга, Сура, Дон, Днепр, переправа через которые дело непростое и возможна лишь в определенном месте, где с одной стороны надо было поддержать переправу, а с другой – можно было контролировать торговлю, идущую через нее, что приносило немалые выгоды.


https://byelorybkin.edu-penza.ru/g-n-belorybkin-put-iz-bulgara-v-kiev/