Сергей Кабышев
О стратегии развития образования в России
Сегодня выступил на «правительственном часе», посвященном разработке стратегии развития образования в России, который проходил при участии зампредседателя правительства РФ Дмитрия Чернышенко, глав федеральных министерств Валерия Фалькова и Сергея Кравцова, руководителя Рособрнадзора Анзора Музаева.
В своем выступлении сделал акцент на самой сути и назначении стратегии развития образования и остановился на некоторых ключевых обстоятельствах, которые должны учитываться при формировании стратегии, имея в виду, прежде всего вопросы развития высшего образования.
По моему мнению, стратегия развития образования должна играть дисциплинирующую и стабилизирующую роль в развитии отраслевого законодательства, обеспечивать его понятность, предсказуемость, последовательность, планомерность, доверие к действиям государства. Стратегия — не декларация о намерениях, а особый правовой акт, определяющий в соответствии с Конституцией России федеральную политику, связанную с установлением и реализацией единых правовых основ системы воспитания и образования.
Концептуальные основы системы образования заложены в Конституции РФ, которая гарантирует доступность и бесплатность не только дошкольного, основного общего, но и среднего профессионального образования. Однако действующая модель среднего профессионального образования этому не соответствует.
Я убеждён, что философия и стратегия развития образования должны основываться на принципе педагогоцентризма, который должен быть прямо закреплен в стратегии. Педагог является ключевой фигурой в образовании, и его талант, профессиональный уровень, мировоззрение и мотивация оказывают решающее влияние на качество образования.
Главная, стратегическая цель в сфере высшего образования определяется его качеством, важнейшим показателем которого, на мой взгляд, является способность выпускника университета самостоятельно вырабатывать и принимать ответственные профессиональные решения, эффективно действовать во всех сферах как производственной, так и общественной жизни в отсутствии жесткого контроля и принуждения, следуя при этом принятым в российском обществе духовно-нравственным идеалам.
Достижение такого качества в современном мире невозможно без реализации концепции непрерывного образования в течение всей жизни, для чего определение приоритетных направлений развития высшего образования должно быть увязано как с системой общего образования, так и с системой дополнительного профессионального образования, предполагает участие университетов в реализации широкого спектра программ среднего общего образования и среднего профессионального образования.
В частности, в сфере подготовки инженерных кадров целесообразно рассмотреть возможность более тесной преемственности между школьным и вузовским образованием с использованием модели профильного обучения, формированием взаимоувязанных образовательных программ и привлечением научных и педагогических работников к обучению на уровне школы.
Отметил, что именно в образовании сплетается единое полотно времен и поколений, рождается чувство и понимание национальной идентичности, образ будущего страны. Три кита национальной модели образования — искусство познания, воспитание высокого морального облика и дисциплина. В соответствии с этим традиционный отечественный подход к высшему образованию предполагает, что оно должно воспитывать высококвалифицированных и преданных Родине специалистов с опорой на фундаментальные принципы и культуру профессионального мышления, которые позволяют искать нестандартные решения и поднимать свой уровень в меняющихся условиях, осознавая ответственность за судьбу страны. По сути высшее образование формирует тех, кто создает будущее нашей государственности, а потому вопрос развития высшего образования — проблема не только экономики, но прежде всего национальной безопасности.
#стратегияразвитияобразования
-
- Много хороших слов, особенно на счёт педагогоцентризма :) - scorpion(Вчера, 10:04)