вот чуток альтернативного - от атеиста, профессора философии,
который до того был кандидатом богословия, инспектором и доцентом
Саратовской духовной семинарии - https://istorijacerkvi.wordpress.com/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8/%D0%B4%D1%8 3%D0%BB%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD-%D0%B3%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D0%BA/там, еапример, чуток о роли византийского императора
Исходя из такой всемирно-исторической роли Нового Рима весь христианский мир объявлялся вселенской церковью. Во главе ее стоит бог, а управлять этим миром должен один царь. “До самого падения Константинополя, – пишет Д. С. Лихачев, – императорская власть представлялась в Византии властью всемирною и исключительною. Несмотря на несоответствие этих претензий реальному положению дел, греческие политические деятели не допускали возможности существования рядом с византийским императором равных ему по силе и независимых от него властителей”2.
В словах апостола Петра “бога бойтесь, – царя чтите” греки видели указание на то, что вселенной; должен управлять один царь – византийский император, христианнейший из всех христианских правителей.
Вселенский император являлся и главою вселенской церкви, а все христиане являлись, по мысли греков, подданными императора. Так, константинопольский патриарх Феодор Вальсамон утверждал: “Все гордящиеся христианством, живут ли они на Востоке, или в Александрии, или где бы то ни было, носят имя римлян и обязаны жить по законам”