Начала (самые-самые) инженерной теории.:-) Из каких ссображений связываются размеры сердечника с электрическими папаметрами транса. Для линейных трансов и импульсных, работающих на "прямом ходу"
P=Uэ*Iэ*КПД. P - мощность в нагрузке.
Uэ - максимально допустимое эффективное значение напряжения U(t) в обмотке. Iэ- макс допустимое эффективное значение тока в обмотке.
U(t)=dФ(t)/dt . Ф- потокосцепление. Ф(t)=B(t)*S*n. S - сечение сердечника, n- витки, B- индукция.
S и n от впемени не меняются, потому U(t)=S*n*dB(t)/dt.
Для линейного транса B(t)=Bm*sin(2*pi*f*t). Bm - максимально допустимая индукция в сердечнике, при которой он еще не насыщается. Тада dB(t)/dt=Bm*2*pi*f*cos(2*pi*f*t), Uэ=sqrt(2)*pi*Bm*f*S*n. Для импульсных преобразователей индукция B(t) меняется примерно так: B(t)=Bm*t/Tимп (или 2*Bm*t/Tимп для джвухтактных). Тимп - длительность импульса. Производная, dB(t)/dt, соответственно будет Bm/Tимп и 2*Bm/Tимп, а эфф. значение напряжения: Uэ=S*n*Bm/T=S*n*Bm*f и S*n*2*Bm/T=S*n*2*Bm*f. T - период, f - чапстота, f=1/T.
Таким образом в общем виде получается, что P=K*Bm*f*S*n*Iэ*кпд. K- коэффициент, зависящий от формы сигнала и типа преобраз (для импульсных). Iэ - это эффективное значение тока, максимально допустимое, который можно пропустить через обмотку, штоб она не расплавилась:-) Ток I через провод сечением d равен j*d. j - плотность тока => P=K*Bm*f*S*n*d*j*кпд.
n*d=Sоб - плошадь поперечного сечения всей обмотки. Поскоку обмотка должна влезть либо внутрь кольца, либо между штырями у Ш и П образных сердечников, то площадь обмотки должна быть меньше площади соответствующей дыры, Sдыры, в трансе. С запасом меньше. К-т запаса - M, Sоб=Sдыры*M. => P=K*Bm*f*S*Sдыры*j*кпд*M.
Отсель S*Sдыры=P/(K*Bm*f*j*кпд*M)
Число витков, n=Uэф/(K*Bm*f*S).
Вот примерно так:-)
Для обратно ходовых свои особенности.