ВходНаше всё Теги codebook 无线电组件 Поиск Опросы Закон Суббота
23 ноября
323242 Топик полностью
rezident (15.04.2012 23:26 - 23:28, просмотров: 256) ответил Скрипач на Толково об англичанах написано по ссылке
По теме сострадания и совести от предыдущего автора. http://bossjak.livejournal.com/18765.html
Итак, что такое совесть? Если послушать Wik'у, то лично у меня возникает ощущение, что автор определения вообще с проявлениеми совести ни разу не сталкивался: "Совесть — способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль". Самостоятельно формулировать... Вау, надо же. Замечательное определение, только любому, кто хоть раз в жизни ощущал "укол совести", будет совершенно непонятно, где и когда это укол был "самостоятельно сформулирован". Что-то тут не вяжется. И не вяжется, между прочим, очень сильно. И вообще, чем больше читаешь о совести, тем больше понимаешь тех, кто относится к совести так же, как и авторы упомянутого мной опроса к состраданию. Оскар Уайльд, например, по этому поводу заявил, что совесть - официальное название трусости. Действительно, такое имеет место быть. Желая успокоить собственную совесть, люди ей же и прикрываются, объясняя себе задним числом, почему не нужно делать то, что должно. Но, пардоньте, сама-то совесть здесь каким боком нарисовалась? Получается, что Оскар Уайльд подменял понятия? Мне вполне понятны проблемы тех, кто никак не может справиться с её определением или вовсе совесть откровенно не любит. Совесть - штука неприятная, и далеко не каждый с ней хочет связываться серьёзно, скорее, её предпочитают глушить (вот об этом на самом деле и сказал Уайльд). И вот тут мы выходим на интересную аналогию между совестью и болью. Т.е. совесть - это боль, природа которой нам просто не известна. И дело не только в том, что совесть частенько глушат ровно так же как и боль физическую - алкоголем, да прочими наркотиками. Если принять, что совесть - это явление родственное боли, тогда очень многое встает на свои места. Например, появляется нормальный эволюционный механизм, который воздействуя на человека формирует в нем альтруизм и прочие непонятные и необъяснимые явления. Судите сами, если нет физического механизма обратной связи, то никакое внутреннее "самостоятельное формулирование нравственных законов" не сможет ни закрепиться в следующем поколении, ни иметь должных оснаваний передаваться через воспитание. А вот боль - это совсем другое дело. Человек вообще по умолчанию обучается только через боль. Но если боль физическую испытывают все животные, то человеку удалось каким-то образом расширить полосу пропускания болевых ощущений, если снова переходить на язык фильтров восприятия.