ВходНаше всё Теги codebook 无线电组件 Поиск Опросы Закон Вторник
16 апреля
674460 Топик полностью
MBedder, терминатор (14.05.2016 13:55 - 15:28, просмотров: 336) ответил Николай Коровин на Математически точный ТЛЗ на ЦСП
Да я тебе и так все расскажу, безо всяких тестовых сигналов - уж поверь старому рокеру, вдоволь поигравшему на бессмертных ламповых Marshall'ах Главные фишки лампового "феномена" таковы: 1. Отсутствие "ступеньки" в околонулевой области сигнала из-за принципиальных различий в работе лампового выходного каскада, работающего в классе "А" (т.е. с огромным постоянным токовым смещением), и транзисторного, работающего в классе "АВ" или "В" (т.е. с малым или даже никаким токовым смещением). Лампы, как ты знаешь, бывают только одной "проводимости", поэтому работают на середине всей сквозной ВАХ при помощи этого самого смещения рабочей точки, а транзисторы, работающие парами низ/верх (NPN/PNP или по NPN вверху и внизу), работают на половине сквозной ВАХ по очереди, что неизбежно ведет к появлению "ступеньки" в момент переключения между нижним и верхним полукаскадом (то же самое относится и к MOSFET-каскадам). Ступеньки нет только у класса "D" (ШИМ), но там свои тараканы - неизбежны проявления биений субгармоник ШИМ с усиливаемыем сигналом, что ощущается как неприятные присвисты и пришипывания. Ступеньку в классах АВ и В убирают при помощи очень глубокой ОС, но для того, чтобы ее убрать до акустически неощутимого уровня, нужна невъебенная полоса пропускания мощного каскада и не менее невъебенный КУ на высших частотах, что практически недостижимо даже сейчас. 2. Принципиально разный характер ограничения сигнала лампами с их плавно-нелинейной ВАХ у области насыщения, и транзисторами с их практически дискретным переходом из линейной области ВАХ в насыщение. На слух в лампах это проявляется мягким сжатием динамики (компрессией) на пиках сигнала, а в транзисторах - раздражающим зудением каждого резко ограничивающегося пика. Разумеется, никто теперь не помешает перед выходным каскадом поставить точный "ламповый" компрессор, но... см. опять пункт 1. 3. Одно из самых главных отличий - наличие выходного НЧ-трансформатора в ламповых усилителях и отсутствие такового в транзисторных. При всех своих минусах (формально ламповый трансформаторный каскад - ЛТК - даст КНИ порядка 0.5%, а транзисторный бестрансформаторный каскад - ТБК - менее 0.1%) совокупность специфических плавных нелинейностей ЛТК дает существенно более "прозрачный" и "мясистый" звук, нежели не менее специфические нелинейности ТБК. Мало того, выходное сопротивление ЛТК существенно (на 2-3 порядка - единицы Ом супротив единиц-десятков миллиом) выше такового у ТБК, что приводит к гораздо меньшей задемпфированности динамиков (вспомни про обратимость электромашин) и, как следствие, более "прозрачному" звучанию. Выходное сопротивление ТБК пробовали повышать искуственно, но там опять неизбежно ввязывалась ОС со всеми вытекающими. 4. Ну и самое, пожалуй, главное - психоакустика. Анализ характеристик любого отдельно взятого усилителя не имеет никакой практической ценности, если проводится без динамиков и человека, все это слушающего своими человечьими ушами. Человече, будучи поделием аналоговым, генетически более благоприятно воспринимает плавное (пусть и кривоватое), нежели резкое (хоть и прямое). Так что "поверить алгеброй гармонию" в лоб не удастся. Осмысляй :))