-
- Силовые сборки от нашего горячо любимого STM. Кому интересны
подробности:
www.systemplus.fr/wp-content/uploads/2018/06/SP18413-STM_SiC_Module_Tesla_Model_3_Inverter_sample-3.pdf - Chip_n_Go(21.02.2022 19:36)
- Там все засекречено - Yurasvs(21.02.2022 20:36)
- там разве классические асинхронники? - LordN(16.02.2022 07:21)
- видео 1:22 - bnb62(16.02.2022 07:53)
- Класс! Спасибо. - Samum421(15.02.2022 22:23)
- Мне казалось, что уже довольно давно частота преобразования это не
вопрос транзисторов, а вопрос индуктивных элементов. - Codavr(15.02.2022 16:11)
- Именно так! Дело в том, что ПЧ и двигатель соединяются между собой
через кабель, в котором, в зависимости от длины и степени защиты,
паразитной индуктивности и емкости, возникают паразитные
резонансные выбросы при переключении силовых транзисторов. Скорость
нарастания или спада фронтов силовых импульсов ключей инвертора
определяет степень резонансных перенапряжений. Амплитуда этих
выбросов тем выше, чем быстрее переключается транзистор. Уходя за
сверхзвук (8...15кГц) при Solo(951 знак., 16.02.2022 11:37)
- Лет 20 назад имел дело с векторным частотником, так там прямо в
инструкции указывалось, что максимальная длина кабеля 15 метров, и
мотор должен допускатьь работу с частотниками, абы какой не
годится. Правда узнали об этом когда уже был куплен и частотник и
мотор. Частотник Веспер, но делала какая-то австралийская контора,
а мотор обычный ярославский. Провода были метра 3 и ничо, работал
сутками без перерыва несколько лет кряду. Сдюжил. - Codavr(16.02.2022 11:57)
- Есть неплохой ГОСТ IEC/TS 60034-25 "Электрические машины переменного тока, используемые в системах силового привода. Руководство по применению." Читаем гл.7 "Перенапряжения на изоляции двигателя" и мотаем на ус. - Solo(16.02.2022 12:36)
- Там непредсказуемо все. Более мощные частотники имеют больший ток и запасают больше энергии в индуктивности кабеля, но с другой стороны здоровые ключи этих частотников как правило более медленные, одно компенсирует другое. В среднем по больнице до 20...30метров обычно все работает нормально без дросселя. Карбид кремния еще не пошел в массы, используется пока только в моноблочных конструкциях мотор+частотник вроде Теслы. Если будут выпускать общепромовские ПЧ на Yurasvs(108 знак., 16.02.2022 12:35)
- +1. - Yurasvs(16.02.2022 11:47)
- Лет 20 назад имел дело с векторным частотником, так там прямо в
инструкции указывалось, что максимальная длина кабеля 15 метров, и
мотор должен допускатьь работу с частотниками, абы какой не
годится. Правда узнали об этом когда уже был куплен и частотник и
мотор. Частотник Веспер, но делала какая-то австралийская контора,
а мотор обычный ярославский. Провода были метра 3 и ничо, работал
сутками без перерыва несколько лет кряду. Сдюжил. - Codavr(16.02.2022 11:57)
- Это не так. На больших мощностях все сурово, динамические потери в
ИЖБТ ключах и обратных диодах составляют существенную часть уже на
частотах в несколько килогерц. Не так давно подбирал 150 Амперный
ИЖБТ модуль для нового преобразователя на 22кВт. Прогнал кучу
вариантов в компьютерном симуляторе. Большинство недорогих
широкораспространенных модулей имеют достаточно низкие Yurasvs(340 знак., 15.02.2022 20:29)
- Ващета базар был про десятки килогерц. Чо там с моторчиками на
таких частотах? - Codavr(15.02.2022 22:11)
- Еще один путает частоту ШИМ с частотой трехфазного напряжения
мотора. Первая составляет единицы и десятки килогерц, вторая редко
бывает более килогерца. Трехфазный ток почти синусоидален, но на
синусоиду наложены мелкие зубчики с в десятки раз более высокой
частотой ШИМ. За счет своей малости эти зубчики почти не влияют на
величину потерь в стали мотора. - Yurasvs(15.02.2022 22:19)
- Да, чота я ступил. - Codavr(15.02.2022 22:31)
- Еще один путает частоту ШИМ с частотой трехфазного напряжения
мотора. Первая составляет единицы и десятки килогерц, вторая редко
бывает более килогерца. Трехфазный ток почти синусоидален, но на
синусоиду наложены мелкие зубчики с в десятки раз более высокой
частотой ШИМ. За счет своей малости эти зубчики почти не влияют на
величину потерь в стали мотора. - Yurasvs(15.02.2022 22:19)
- 4кГц -> 6кГц это тоже полтора раза. Видимо, потери на событие переключения const. - Evgeny_CD(15.02.2022 21:00)
- Ващета базар был про десятки килогерц. Чо там с моторчиками на
таких частотах? - Codavr(15.02.2022 22:11)
- Именно так! Дело в том, что ПЧ и двигатель соединяются между собой
через кабель, в котором, в зависимости от длины и степени защиты,
паразитной индуктивности и емкости, возникают паразитные
резонансные выбросы при переключении силовых транзисторов. Скорость
нарастания или спада фронтов силовых импульсов ключей инвертора
определяет степень резонансных перенапряжений. Амплитуда этих
выбросов тем выше, чем быстрее переключается транзистор. Уходя за
сверхзвук (8...15кГц) при Solo(951 знак., 16.02.2022 11:37)
- Я конечно давно не покупал электромобили, но времена, когда
преобразователи "свистели" канули ещё в советское время. - Kpoк(15.02.2022 09:14)
- Свист Лифа снаружи хорошо слышно. В салоне нет, шумоизоляция
спасает. Там частота около 10кГц. - Yurasvs(15.02.2022 15:36)
- Пардон, а от характеристики двигателя выбор частоты не зависит? - saifullin2(15.02.2022 16:33)
- От потерь в магнитопроводе, Фуко и перемагничивания. - БAPMAЛEЙ(15.02.2022 17:29)
- Ну и магнитострикцию еще не отменили:-) - Visitor(15.02.2022 18:29)
- Вот и я же про то. Что карбид-карбидом, а железо в движке тоже
нужно подтягивать по частотным свойствам. - saifullin2(15.02.2022 20:41)
- ВЧ составляющая там всего несколько процентов от тока. Железо не
перемагничивается полностью с частотой ШИМ, это не обратноходовый
преобразователь питания. Поэтому толщина пластин и прочее влияет в
основном на максимальную частоту рабочего тока, а не ШИМ. ШИМ может
быть и несколько десятков килогерц на простом железе. В то время
как рабочая частота обычных моторов по железу ограничена величиной
примерно 200Гц, электромобильных с тонкими пластинами - 400Герц и
более. Высокие Yurasvs(143 знак., 15.02.2022 22:05)
- Аспирант сейчас кандидатскую делает по резонансным конвертерам, частота 100.. 130 кГц. Заморочился потерями в литцендрате от скин эффекта по 3 ей и 5 ой гармониках. По его прикидкам, процентов 10.. 15 может получиться.Хотя общий КПД киловаттного преобразователя пока 93% у него вышел. Ну и на плате полигоны не слабо греются, я на 500 Вт рассчитывал 35 мкМ, на 1000 надо 70 или 105 делать. - Visitor(21.02.2022 18:28)
- ВЧ составляющая там всего несколько процентов от тока. Как тогда объяснить перегрев обмоток статора? Было так. Применили
частотники для регулирования оборотов двигателя дегазатора (ГТИ). В
сторону понижения (40 Гц). Начали сгорать статоры - пробой,
межвитковые. Разбор показал, что эмаль обмотки почти черная. Я
выдвинул гипотезу, что виною этому скин-эффект (ВЧ ток протекает
преимущественно в поверхностном слое проводника). Добавили моторные
дроссели и проблема bnb62(12 знак., 16.02.2022 08:10)
- А не кажется, что при прямоугольной форме напряжения форма тока треугольная будет. И на сколько гармоник она по Фурье раскладывается? А внешними дросселями вы почти синус сделали. Так что, считаю, вы правы. - Visitor(21.02.2022 19:47)
- Частотники правильно настроены? Какая была частота ШИМ? Ток под
нагрузкой смотрели? Температуру движков щупали? При понижении
оборотов снижается эффективность встроенного в мотор вентилятора,
причем квадратично. Думаю в этом основная причина. Чтобы длительно
работать на пониженных оборотах с номинальным моментом, штатный
вентилятор с мотора снимают и вместо него ставят независимый со
своим маленьким моторчиком, работающим постоянно. Возможно частота
ШИМа была ооочень низкая, Yurasvs(101 знак., 16.02.2022 09:13)
- Это было в 2009-10. Мелкие, 1-2 кВт, вроде (движки 0.7), частота,
кажется 20 кГц. Но дроссель трехстержневой всяко помог, и он не
грелся. Да, еще и кабель до двигателя был метров 150. - bnb62(16.02.2022 09:30)
- Может резонанс получился на емкости кабеля? Кто бы там измерял... я
уволился. - bnb62(16.02.2022 09:49)
- На кабель такой длины дроссель обязателен. Там могло и изоляцию попробивать пиковыми выбросами. - Yurasvs(16.02.2022 11:33)
- Может резонанс получился на емкости кабеля? Кто бы там измерял... я
уволился. - bnb62(16.02.2022 09:49)
- Это было в 2009-10. Мелкие, 1-2 кВт, вроде (движки 0.7), частота,
кажется 20 кГц. Но дроссель трехстержневой всяко помог, и он не
грелся. Да, еще и кабель до двигателя был метров 150. - bnb62(16.02.2022 09:30)
- Оборотность, в первую очередь, от количества полюсов зависит и от
подшипников. Больше 10 000 стараются композитные с керамическими
шариками использовать из карбида кремния. Больше 30 000 - смазка не
композитная, а жидкая, часто в виде масляного тумана. - БAPMAЛEЙ(15.02.2022 22:17)
- хез. долгое время работал с турбомолекулярными вакуумными помпами
Laybold и Singulus. рабочие обороты - 50 000, приходилось
перебирать, ремонтировать. подшипники стальные без жидкой смазки. - m16(15.02.2022 22:43)
- Ляйбольд, Вариан, Пфайфер, Шимадзу(которые старые подшипниковые), наши Искитимские - это то, что я разбирал или видел разобранные. У всех на дне нижнего подшипника маленькая масленка. Подшипники с гетинаксовым или похожим на него сепаратором который хорошо пропускает через себя масло. Подшипники с керамическими шариками пошли относительно не давно. Масло жидкое, похожее на турбинное с вязкостью около 5 сст. - БAPMAЛEЙ(15.02.2022 23:00)
- Ту там смазка противопоказана, будет вакуум загрязнять. - Yurasvs(15.02.2022 22:48)
- Масло вакуумное почти не парит в холодном состоянии и масленка находится прямо под форвакуумным патрубком за молекулярной нижней ступенью. Сейчас везде идут сухие на магнитном подвесе. Там шариковые подшипники стоят на зазоре и не крутятся. Они для аварийной посадки ротора на них. - БAPMAЛEЙ(15.02.2022 23:07)
- На частоте 50Гц физически невозможно получить более 3000об/мин. С любой смазкой! Если это не коллекторный мотор от пылесоса, конечно. - Yurasvs(15.02.2022 22:28)
- Карбид кремния - материал будущего. И транзисторы и подшипники.... - Kpoк(15.02.2022 22:24)
- Интересно, насколько хороши подшипники из нитрида галлия? - ЫЫyкпy(16.02.2022 10:19)
- хез. долгое время работал с турбомолекулярными вакуумными помпами
Laybold и Singulus. рабочие обороты - 50 000, приходилось
перебирать, ремонтировать. подшипники стальные без жидкой смазки. - m16(15.02.2022 22:43)
- Уменьшение толщины стали, лак вместо фосфатной изоляции, никаких
сварных швов, минимальный облой на краях при штамповке, шлифовка
поверхностей ротора и статора, жидкостное охлаждение ротора(кстати,
Маск от него отказался). - БAPMAЛEЙ(15.02.2022 20:54)
- Возможно, переход на моторы с переменным мю в роторе позволил
повысить КПД движка, и стало можно работать без жидкостного
охлаждения, и от него сразу отказались, ибо геморрой. - Evgeny_CD(15.02.2022 21:06)
- Статор по прежнему охлаждается жидкостью. Основные потери там в
меди, токи в сотни ампер как никак. - Yurasvs(15.02.2022 22:12)
- Его охлаждать по разному можно. Как в классических станочных
шпинделях - рубашка с кольцевыми канавками и внешняя труба, каналы
в самом магнитопроводе, прямое охлаждение обмоток. Гыы. Очистка
напрочь заросших грязью и ржавчиной каналов охлаждения - отдельный
секс. Иногда помогает прокачка раствора горячей лимонной кислоты
или Трилона-Б. - БAPMAЛEЙ(15.02.2022 22:30)
- Ну во всяких Теслах каналы поширше, не так забиваются. Когда я первый раз заглянул под капот Лифа с пробегом 160тыс. км, и с которым, по словам владельца, за это время не делалось вообще ничего, меня поразил цвет Тосола. Голубой, как будто вчера налили. Высоких температур нет, и он очень хорошо сохраняется. - Yurasvs(15.02.2022 22:47)
- Его охлаждать по разному можно. Как в классических станочных
шпинделях - рубашка с кольцевыми канавками и внешняя труба, каналы
в самом магнитопроводе, прямое охлаждение обмоток. Гыы. Очистка
напрочь заросших грязью и ржавчиной каналов охлаждения - отдельный
секс. Иногда помогает прокачка раствора горячей лимонной кислоты
или Трилона-Б. - БAPMAЛEЙ(15.02.2022 22:30)
- Статор по прежнему охлаждается жидкостью. Основные потери там в
меди, токи в сотни ампер как никак. - Yurasvs(15.02.2022 22:12)
- Возможно, переход на моторы с переменным мю в роторе позволил
повысить КПД движка, и стало можно работать без жидкостного
охлаждения, и от него сразу отказались, ибо геморрой. - Evgeny_CD(15.02.2022 21:06)
- ВЧ составляющая там всего несколько процентов от тока. Железо не
перемагничивается полностью с частотой ШИМ, это не обратноходовый
преобразователь питания. Поэтому толщина пластин и прочее влияет в
основном на максимальную частоту рабочего тока, а не ШИМ. ШИМ может
быть и несколько десятков килогерц на простом железе. В то время
как рабочая частота обычных моторов по железу ограничена величиной
примерно 200Гц, электромобильных с тонкими пластинами - 400Герц и
более. Высокие Yurasvs(143 знак., 15.02.2022 22:05)
- Вот и я же про то. Что карбид-карбидом, а железо в движке тоже
нужно подтягивать по частотным свойствам. - saifullin2(15.02.2022 20:41)
- Ну и магнитострикцию еще не отменили:-) - Visitor(15.02.2022 18:29)
- От потерь в магнитопроводе, Фуко и перемагничивания. - БAPMAЛEЙ(15.02.2022 17:29)
- Пардон, а от характеристики двигателя выбор частоты не зависит? - saifullin2(15.02.2022 16:33)
- Свист Лифа снаружи хорошо слышно. В салоне нет, шумоизоляция
спасает. Там частота около 10кГц. - Yurasvs(15.02.2022 15:36)
- Силовые сборки от нашего горячо любимого STM. Кому интересны
подробности:
www.systemplus.fr/wp-content/uploads/2018/06/SP18413-STM_SiC_Module_Tesla_Model_3_Inverter_sample-3.pdf - Chip_n_Go(21.02.2022 19:36)